Григорович Дмитрий Васильевич

(31(19).03.1822, с. Черемшан (Никольское) Ставропольского уезда Симбирской губернии (ныне р.п. Никольское-на-Черемшане Мелекесского района) — 3.01.1900 (22.12.1899), Петербург), прозаик, переводчик, искусствовед.

   Родом из дворянской семьи. Отец Григоровича, Василий Ильич в начале 1820-х гг. служил управляющим имениями графа Соллогуба в Симбирской губернии, затем приобрёл имение Дулебино в Каширском уезде Тульской губернии и стал помещиком. В 1820 г. В.И. Григорович женился на француженке Сидонии де Вармо(н), чья сводная сестра Камилла Ледантю была замужем за декабристом В.П. Ивашевым. Рано оставшись без отца, мальчик воспитывался матерью и бабушкой. В 1832-1833 гг. Григорович около полугода занимался в Московской гимназии, откуда мать перевела его в пансион Монигетти, где преподавание велось на французском языке и включало посещение рисовальных классов в Строгановском художественном училище. После кратковременного пребывания в 1836 г. в петербургском пансионе К.Ф. Костомарова, Григорович поступил в Петербургское Главное инженерное училище, где подружился с Ф.М. Достоевским, беседы с которым пробудили тягу к литературе и повлияли на его развитие. Военная карьера не привлекала Григоровича, и при первой возможности он покинул училище. В 1840 г. Григорович брал уроки живописи, занимался в Академии художеств, но также не завершил учёбу. Не увенчалась успехом и попытка Григоровича стать актёром. В 1842 г. он определился на службу в канцелярию Петербургского Большого театра. Общение с актёрами и драматургами побудило Григоровича самого заняться литературным творчеством. Он перевёл французские водевили «Наследство», «Шампанское и опиум», напечатал рассказы «Театральная карета» (1844), «Собачка» (1845), в которых давало себя знать подражание Н.В. Гоголю.

Благодаря своей общительности Д.В. Григорович завёл широкий круг знакомств, преимущественно в литературных кругах. В 1845 г. Н.А. Некрасов привлёк Григоровича к участию в издаваемом им альманахе «Физиология Петербурга». Д.В. Григорович очень ответственно отнёсся к этому сотрудничеству и на основе наблюдений за жизнью уличных музыкантов написал очерк «Петербургские шарманщики», получивший положительный отзыв В.Г. Белинского. Ободрённый успехом, Григорович создаёт новую повесть «Деревня» (1846), сильной стороной которой явилась резкая критика крепостничества, в условиях которого человеческая судьба и жизнь зависят от прихоти господина. Подлинную литературную славу Григоровичу принесла его вторая повесть «Антон Горемыка» (1847). Герой произведения, задавленный нуждой и произволом мужик, становится воплощением лучших качеств национального характера, самораскрытию которого мешает гнёт крепостного права.

В конце 1840-х – начале 1850-х гг. Д.В. Григорович публикует, преимущественно в «Современнике», ряд рассказов и очерков: «Четыре времени года», «Мать и дочь», «Прохожий», «Бобыль», «Капельмейстер Сусликов» и др. В дальнейшем Григорович приходит к мысли о необходимости создания большого художественного полотна. Своё понимание дворянской и народной России он выразил в романе «Просёлочные дороги» (1852). Взяв за образец «Мёртвые души» Н.В. Гоголя, Григорович создал «роман без интриги», где на первом плане находится галерея образов дворян-небокоптителей, которым противопоставлены энергичные и талантливые крепостные. Критика указала на растянутость и подражательность романа. Неудача не охладила Григоровича и в 1853 г. в «Современнике» появился его новый роман «Рыбаки», где автор усматривает подлинные живые силы нации в свободном от крепостной зависимости крестьянине. В последующие годы Григорович создаёт ряд произведений, в которых сюжет вновь строится на взаимоотношениях помещиков и крепостных. Это роман «Переселенцы» (1855), повесть «Пахарь» (1856), не завершённый роман «Два генерала» (1864). Ярким эпизодом в жизни писателя стало путешествие вокруг Европы на военном корабле «Ретвизан», совершённое по приглашению Морского министерства в 1858-1859 гг. По следам своего путешествия Григорович в «Морском сборнике» опубликовал серию очерков «Корабль «Ретвизан».

В дальнейшем в связи с обострением политической борьбы в России Григорович постепенно отходит от тех позиций, которые нашли выражение в его ранних произведениях. Революционно-демократические и народнические идеи Григоровичу были чужды. В середине 1860-х гг. он надолго оставляет литературу и выступает в печати лишь изредка, преимущественно как критик-искусствовед, ратуя за расширение образования художников, поддерживая прикладные виды искусств: «Несколько слов о поощрении художеств в России» (1863), «Прогулка по Эрмитажу» (1865, 1875), «Выставка учеников императорской Академии Художеств» (1875), «Очерки художественно-промышленного производства» (1886) и др.

Вновь к литературному творчеству Григорович возвратился только в начале 80-х гг. Его повесть «Гуттаперчевый мальчик» (1883), повествующая о несчастном жребии маленького акробата-сироты, была воспринята критикой как «маленький шедевр», вошла в классику русской детской литературы. Основной труд последних лет жизни Д.В. Григоровича – «Литературные воспоминания» (1892-1893), в них освещена литературная жизнь 40-50-х гг., очерчены выразительные образы молодого Ф.М. Достоевского, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, А.В. Дружинина, Л.Н. Толстого, симбирянина И.А. Гончарова и других литераторов того времени.

Дмитрий Васильевич Григорович умер в Петербурге 22 декабря 1899 г. (3 января 1900 г. по новому стилю), похоронен на Волковом кладбище. А.А. Плещеев, встречавшийся с Григоровичем незадолго до его кончины, писал, что «душа его» была всегда «среди его уцелевших друзей в литературных кружках».

 

Библиография:

Григорович Дмитрий Васильевич // Русские писатели: биобиблиогр. словарь : в 2-х ч. Ч. 1 : А-Л / под ред. П.А. Николаева. – М., 1990. – С. 225-228.

Григорович Дмитрий Васильевич // Русские писатели: 1800-1917: биограф. словарь : Т. 2 : Г-К / гл. ред. П.А. Николаев. – М., 1992. – С. 28- 31 : ил.

За красотой на "Ретвизане" / подгот. С.Б. Петров // Мономах. – 2008. – N 4. – С. 30-31 : ил.
Путевые очерки писателя Д.В. Григоровича "Корабль "Ретвизан".

Наверх

.

Комментарии запрещены.